Москва XXIII век

«Москва в XXIII веке» или «Москва будущего»  — цикл из…

Примечания к книге 60-е. Мир советского человека

ФУНДАМЕНТ УТОПИИ 1 См. «Правда, 30 июля…

Игорь Шафаревич о социализме

Заключение к книге Социализм как явление мировой…

Великие утопии: Томазо Камапанелла

Прошло почти сто лет после первой Утопии,…

Москва в 1945 году

 В Москве существует хороший обычай. Каждый год, в мае и ноябре, преображаются витрины…

Великая Отечественная. Они и мы. Оккупированный Минск. Часть 2

Выношу благодарность 63 Богдану за прилежный копипаст моих постов    …

Главная -> Последние романтики СССР

Последние романтики СССР

В середине семидесятых — начале восьмидесятых годов, в СССР формируется новое молодежное крыло неофициальных художников, музыкантов и литераторов. Основные центры — Москва и Питер. В Питере основные события были связаны с именами Бориса Кошелохова и Кирилла Миллера, Тимура Новикова и Сергея Курехина, Евгения Юфита и Андрея Панова. В Москве активно развивались творческие группы «Мухоморы», музыку изображали художники («Среднерусская возвышенность»), музыканты одевались как супермодели, а модельеры «расцвечивали» всю тусовку. В этом авангардном синтезе всяческих искусств, авторский имидж ясно говорил о творческих предпочтениях его носителя. Питерских «новых художников» и московских «ньювейверов» всегда можно было опознать «по одежке» — ярко, безумно, стильно одетые «артисты» заметно выделялись в серой безликой толпе двух столиц.

Огромную роль в этом процессе сыграл Гарик «Асса» (он же Гарик Горилла, он же Олег Коломийчук) — по словам Никиты Алексеева «один из первейших московских денди 80-х, современный аналог Бо Браммела», которого за неформальную деятельность по раскрепощению сознания обывателей изгнали из родного Хабаровска. К настоящему времени, Гарик собрал не только огромный гардероб вещей разных периодов, но и уникальные работы своих друзей-художников, которые составляют основу выставки «Последние романтики Советского Союза».

Обладая феноменальным чувством стиля, «Асса» стал первооткрывателем Тишинского рынка для молодежной неформальной среды. Им же был введен новый ироничный стиль «мертвый разведчик», столь же изысканный и притягательный, как и культивировавшийся в среде модников-фарцовщиков «дольче вита», но с непременной легкой авангардной добавкой. В стиле «Ассы» доминировали шикарные костюмы 30-х годов, которые действительно в свое время носили представители советской разведки и дипкорпусов, а костюмы назывались: денди, сбитый парашютист, мертвый шпион-китаец.

В начале 80-х в Москве и Ленинграде начали появляться творческие сквоты. В Ленинграде после серии скандальных квартирных выставок и признания дяний нонконформистов сформировались сквоты на Пушкинской 10 и творческая среда вокруг домашних галерей Кирилла Миллера, и галереи «Асса» Тимура Новикова. В Москве же первым из них стал «Детский сад» — с 1984 года в нем жили и работали Герман Виноградов и Николай Филатов, Андрей Ройтер, а по соседству работал Владимир Наумец. Двухэтажный особнячок, окруженный запущенным садом, быстро стал одним из главных явочных мест Москвы. Здесь клубились всякие люди. Художники, писатели, музыканты, городские сумасшедшие и философы, западные журналисты, дипломаты и прочая сволочь. За одним столом можно было увидеть Агузарову (тогда еще называвшуюся Ивонной Андерс) и успешного советского поп-музыканта Матецкого, концептуалиста Илью Кабакова и культуролога Виктора Мезиано. Сюда наездами из Питера нахлестывала тамошняя «Асса» — Сергей Курехин, Тимур Новиков, Африка, музыканты группы «Кино», Майк Науменко, художник — поэт и музыкант Олег Котельников. Сюда же Гарик, подключившийся к авангардной художественной деятельности, приглашал фотографов для фотосессий, в которых участвовали знаменитые городские нью-вейверы и рокеры, и эти фотографии публиковались на разворотах известнейших зарубежных изданий, таких как «Фэйс» и «Нью Йорк таймс». Ключевым событием стал показ авангардной моды с приездом бельгийских модельеров, после чего появилась публикация в «Актюэль», и о «Детском саде» узнали за рубежом. Благодаря этим публикациям сюда пожаловал вице президент Дойче банка с целой делегацией и конвоем из «опекающих» госспециалистов. Для них был устроен двухдненый показ моделей и картин, которые тут же были скуплены. Для «органов» (а «Детский сад» находился буквально напротив здания школы КГБ) это стало неприятной неожиданностью и поводом для закрытия сквота. Но мода, впервые оказавшаяся на острие авангардного творческого движения, не исчезла. Появился авангардный дом моделей «Айда Люли», с которым работали Катя Филиппова и Катя Рыжикова, Ирен Бурмистрова и Катя Микульская, Гор Чахал и Камиль Челаев. К этой деятельности подключились ярчайшие представители городской неформальной среды. И, в течении кратчайшего срока, прошло порядка 20 показов от Манежа до театральных площадок и «Дома мод» на Кузнецком мосту. Так же были задействованы площадки московской «рок лаборатории» и центральные улицы столицы. Московские «айда-люлисты» активно участвовал и в питерских «Ассах» на базе «Популярной механики», а московские неформалы братались с ленинградскими на открытии сквота «НЧВЧ».

Круг единомышленников расширялся и перебазировался в новые многочисленные сквоты, группы и объединения. В 87 году появился замечательный тандем девушек-модельеров Ла-ре и Александр Петлюра, работавший тогда в жанре некроромнатики. Наиболее важными для отечественной истории московского современного искусства того периода стали Фурманный и Петровский бульвар (во главе с Александром Петлюрой), объединивший опытных авангардистов разных групп с новым поколением модельеров и художников (Таня Морозова, Аркадий Насонов,Кирилл Рубцов, Павел Лила и многие другие). В Питере «Новые художники» трансформировались в «Новую академию» (которой от группы Стерлиговых была передана рампора мирового авангарда и Гарик был назначен министром моды), и «Школу инженеров искусств» под руководством Инала Савченкова (Франц Ротвальд, Сергей Еньков, Григорий Стрельников, Александр Овчинников и многие другие), работы которых впервые представлены на московской выставке.

 

Крона и корни. Народ

Само это понятие — советский народ — настолько невнятно,! расплывчато и так…

Интернет: попытки создания в СССР

Автор: Вячеслав Александрович Герович (р. 1963) историк науки, преподаватель Массачусетского технологического…

#footernav -->