Москва XXIII век

«Москва в XXIII веке» или «Москва будущего»  — цикл из…

Примечания к книге 60-е. Мир советского человека

ФУНДАМЕНТ УТОПИИ 1 См. «Правда, 30 июля…

Игорь Шафаревич о социализме

Заключение к книге Социализм как явление мировой…

Великие утопии: Томазо Камапанелла

Прошло почти сто лет после первой Утопии,…

Москва в 1945 году

 В Москве существует хороший обычай. Каждый год, в мае и ноябре, преображаются витрины…

Великая Отечественная. Они и мы. Оккупированный Минск. Часть 2

Выношу благодарность 63 Богдану за прилежный копипаст моих постов    …

Главная -> Крона и корни. Народ

Крона и корни. Народ

Само это понятие — советский народ — настолько невнятно,! расплывчато и так сопротивляется дефиниции, что в пору задать­ся вопросом: есть ли такое явление? Или, по крайней мере, было ли оно? Большая Советская Энциклопедия определяет советский на­род как общность людей, имеющих единую территорию, эконо­мику, культуру, государство «и общую цель — построение ком­мунизма» 78.

В этом последнем и содержится ответ на вопрос — правомоч­но ли понятие «советский народ». Это явление существовало, поскольку имелось дополнительное метафизическое измерение.

Впрочем, экономика — необходимая составляющая народно­го единства — тоже оказалась в русле иррационального направ­ления. 60-е отмечены декларацией отвращения к деньгам. Весьма примечательно, что 1961 год—год Программы КПСС, полета Гагарина, выноса Сталина из Мавзолея — начался с денежной реформы.

Денег стало в десять раз меньше: человек, получавший тысячу рублей в месяц, стал получать сто. «Крокодил» рисовал картин­ки, из которых выходило, что раньше копейки валялись на улице без всякого внимания, а теперь их бережно подбирают. «Правда» уверяла, что рубль стал вдесятеро полновеснее. На самом-то деле все знали, что не вдесятеро: масло за 27,50 оказалось по 3,50 за килограмм, в телефон-автомат вместо 15 копеек теперь следо­вало опускать две, а спички как стоили копейку—так и остались. Но дело, конечно, не в этом, а в том мистическом действе, в результате которого тысячерублевая зарплата превратилась в сторублевую. Выходит, через две реформы можно жить на рубль в месяц. И уже реально вырисовывался полный отказ от денег, обещанный партией.

Чем меньше денег в стране — тем меньше их у каждого. Чем меньше денег у каждого члена общества — тем общество равнее. Эту мысль охотно подхватили мастера культуры, так что кино­рецензент недоуменно замечает: «Если бы лет через пятьдесят или сто по нашим фильмам захотели изучить общественные отношения на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов двадца­того века, никто не смог бы установить, были ли в этот период деньги и какую роль играли они в жизни людей»79.

Это совершенно верно, кроме того, что не «через пятьдесят или сто», а уже через десять бессребреность 60-х стала восприни­маться если не с насмешкой, то с усмешкой. Но и — с ностальгией.

Всему сказанному отнюдь не противоречит, что именно нача­ло 60-х отмечено громкими процессами спекулянтов, валютчи­ков, фарцовщиков. Именно тогда прошумело знаменитое дело

Рокотова, и за экономические преступления стали расстреливать. Деньги, разумеется, существовали, но борьбу с ними вели всеми методами: от карикатур до расстрелов. Все это было торжеством общей уравнительной тенденции безденежности.

Формулировка БСЭ требует для понятия «народ» единства и культурного.

Прежняя—сталинская —культура внедряла и тиражировала художественные произведения высокого жанра. В кино преоб­ладали снятые на пленку спектакли МХАТа, по радио звучала симфоническая музыка, литературу составляли оды в стихах и прозе. Пределом пошлости почитались старинные романсы, признаком нравственного разложения — интеллектуальный джаз. К искусству приходилось тянуться, даже в буквальном смысле: задирая голову к монументальной скульптуре, репродуктору, экрану (время телевизоров, которые смотришь сверху вниз, еще не наступило). Искусство, изливающееся сверху, носит сакраль­ный характер. Для народной культуры необходимы отношения равноправия. Нужен процесс выравнивания художника и потре­бителя.

Приоткрытые границы впустили зарубежное искусство. До­ступность образцов, как это всегда бывает, не повысила уровень потр

 

Крона и корни. Народ

Само это понятие — советский народ — настолько невнятно,! расплывчато и так…

Интернет: попытки создания в СССР

Автор: Вячеслав Александрович Герович (р. 1963) историк науки, преподаватель Массачусетского технологического…

#footernav -->